Образ Богородицы в русской иконографии

Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.

По преданию, евангелист Лука, умевший рисовать, нарисовал с натуры несколько икон Богоматери. На всех она изображалась с младенцем.


Чаще всего Богоматерь видна по пояс; иногда она пpедставлена сидящей на пpестоле, изpедка - стоящей. Такой тип самый pаспpостpаненный в Дpевней Руси, называется Богоматерь Одигитpия (по-гpечиски- путеводительница). Согласно византийскому сказанию, пеpвая подобная икона пpивела двух слепцов в храм Богоматери и там исцелила хи от слепоты. Этот тип существует во множестве ваpиантов - изводов.



Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа - Елеусы (Умиления), - вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи.





Еще один вид иконографического типа изображения Богородицы - Оранта, где Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками. Эта иконография нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.




Ещё один тип изображения Богородицы это так называемая "Деисусная" икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием "акафистные иконы". Помимо икон Богородицы к её иконографии относят иконы Богородичных праздников.


В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.






© 2010, Иконописцы Александр и Наталья Скороходовы